СПЕЦСЛУЖБЫ ЭСТОНИИ И БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
(Начало в № 20, 21)
После советской аннексии все государственные структуры Эстонии, в том числе и спецслужбы, были расформированы, а их персонал почти поголовно уничтожен. После восстановления независимости их пришлось создать заново. Участие в этом лиц, имеющих опыт работы в соответствующих советских органах, естественно исключалось, а других опытных людей почти не было. Поэтому создание органов безопасности произошло с трудностями и ошибками, которые постепенно преодолевались.
В настоящее время в сообщество спецслужб Эстонии входят:
- Полиция безопасности, созданная на основании закона, действующая на основании Основного положения и подчиненная министру внутренних дел. На полицию безопасности возложены функции контрразведки, расследование преступлений против государства, коррупции, организованной преступности, крупномас-штабных экономических преступлений;
- Служба информации (внешней разведки);
- Служба правительственной связи;
- 2-й отдел штаба оборонительных сил (военная разведка).
Законом о следственно-розыскной деятельности предоставлены права заниматься этой деятельностью, кроме полиции и полиции безопасности, в пределах своей компетенции таможне, пограничной страже, военной полиции и департаменту мест заключения.
Координацией деятельности всех спецслужб занимается координационный директор Государственной канцелярии.
Подготовлен проект закона о спецслужбах Эстонии. Этим законом устанавливаются структура, вза-имосвязи, функции, подчиненность, права и обязан-ности всех спецслужб Эстонии. Проект находится в производстве и в ближайшее время будет представлен Рийгикогу.
В Рийгикогу имеется комиссия по надзору за деятельностью полиции безопасности и следственно-розыскной деятельностью, на которую возложен парламентский контроль за всеми спецслужбами.
Состояние преступности
Т.к. криминальная статистика во время оккупации была засекречена, нельзя привести конкретных цифр, но все же уровень уличной преступности был весьма низок. Высока была степень коррупции среди правящей партийной элиты, советской номенклатуры и бюрократии. Милиция сравнительно успешно справлялась с уличной и бытовой преступностью. Сложнее была ситуация со служебными преступлениями и коррупцией, борьба с которой была возложена на КГБ. Для ведения дела о коррупции, когда привлекались лица, относящиеся к номенклатуре, требовалось разрешение соответствующей партийной инстанции и зачастую виновники несли лишь партийное наказание в виде выговора и перевода на другую работу.
После восстановления независимости криминогенная ситуация изменилась к худшему по ряду причин:
ухудшение материального положения определен-ных слоев населения,
рост безработицы, особенно среди лиц неэстонского населения, потерявших высокооплачиваемую работу на предприятиях военно-промышленного комплекса, которые не могут найти новую из-за незнания эстонского языка,
неопределенность положения иммигрантов советского времени, вызванная потерей ими статуса при-вилегированного слоя общества,
упразднение советских и создание эстонских правоохранительных структур и связанный с этим определенный период неэффективных действий,
открытие границ, расширяющее возможности для некоторых видов преступлений и т.д.
До 1994 года преступность быстро возрастала, затем этот рост несколько снизился, а по некоторым видам тяжелых преступлений (убийства и изнасилования) в 1994-96 г.г. заметно даже некоторое их снижение, хотя количество многих других, например наркопре-ступлений, продолжает расти. Высок также уровень экономических преступлений. Их расследование часто затягивается на недопустимо долгие сроки из-за низ-кого уровня и неопытности следствия. Было несколько громких скандалов, связанных с коррупцией.
Заключение
За годы советской тоталитарной оккупации Эстонское государство и народ понесли тяжелые потери. Все институты государства были упразднены и заменены советскими оккупационными органами власти. Потери населения в результате физического уничтожения, депортации в Россию и побега на запад достигают чет-верти от довоенного населения. Путем этнических чисток изменен этнографический состав населения – доля эстонцев в общем количестве снижена с 97 % до 64 %. Коллективизацией развалено сельское хозяйство и раз-рушен традиционный уклад сельской жизни. Развитие экономики не соответствовало нуждам Эстонии. По сравнению с соседними странами, например с Финляндией и Швецией, с которыми Эстония по своему экономическому развитию до Второй мировой войны находилась приблизительно на одном уровне, она отброшена на несколько десятков лет назад. Пожалуй, самым тяжелым наследием является происшедшая под влиянием коммунистической идеологии девальвация общечеловеческих моральных ценностей и этических устоев народа.
По стечению многих счастливых случайностей, бла-годаря выдержке народа и руководителей, ломка ок-купационного режима и восстановление независимос-ти Эстонии произошли без пролития крови. Удалось избежать беспорядков и кровопролития и в дальней-шем, в ходе восстановления законного порядка и вос-создания государственных структур.
Ликвидация советских спецслужб произошла без эксцессов, но их основные архивы и документация были вывезены в Россию, туда же выехали многие руководители и сотрудники, а в Эстонии вероятно оставлена тай-ная агентура, подчиненная соответствующим россий-ским службам.
Эстонские спецслужбы были фактически созданы с самого начала на пустом месте с большими затруднениями, вызванными отсутствием специалистов и опыта. Сейчас эти затруднения в основном преодолены.
Исследованием оккупационного периода и прес-туплений коммунистического тоталитарного режима в Эстонии занимаются многие государственные и об-щественные организации. Опубликованы и готовятся публикации, отчеты и выставки на эти темы, создается музей.
Возбуждено несколько уголовных дел по факту совершения преступлений против человечества, но след-ствие по ним затруднено тем, что нет в наличии всех документов, а виновники выехали.
К настоящему времени в Эстонии восстановлен конституционный порядок и все государственные структуры. В основном создано стабильное открытое об-щество с действующими демократическими свободами и порядками. Однако для полного преодоления тяже-лого оккупационного наследия во всех сферах жизни общества и экономического отставания требуется еще много времени и усилий.