MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України


Увага! Це архівна версія сайту ХПГ. Вона більше не оновлюється. Тут зібрані публікації з 1999 по 2025 роки. Якщо ви хочете прочитати нові пубікації, будь ласка, перейдіть за цим посиланням KHPG.ORG

ОБРАЩЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕСТВА «МЕМОРИАЛ»

29.12.1999   

60 лет тому назад, 23 августа 1939 г., нарком иност­ранных дел СССР Вячеслав Молотов и министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп подписали в Кремле договор о ненападении между Советским Союзом и нацистским рейхом. Пакт «Молотов–Риб-бентроп» и, в особенности, приложенный к нему секретный протокол о разделе сфер интересов и влияния в Восточной Европе (а также последовавшие за ними Договор о дружбе и границе и второй секретный протокол от 28 сентября 1939 г.), на многие десятиле­тия определили судьбу целого ряда народов.

До 1990 г. Советское правительство отрицало само существование секретного протокола и лишь под давлением общественного мнения вынуждено было признать, что сговор между Сталиным и Гитлером дейст­вительно имел место. Несомненно, это признание стало одной из важнейших правовых предпосылок по­литических изменений в Восточной Европе; в частности, — процесса восстановления государственной незави­симости Литвы, Латвии и Эстонии. Общество «Мемориал» гордится тем, что его вклад в установление истины о событиях 1939 г. расценивался в те годы, как значительный.

Следующим шагом должно было бы стать переос­мысление традиционных советских историко-правовых и политических последствий пакта «Молотов–Риббен­троп», произведенное с учетом теперь уже общеприз­нанных исторических фактов. Принимая во внимание то колоссальное значение, которое имел этот пакт для судеб народов Польши, Украины, Беларуси, Эстонии, Латвии, Литвы, Молдовы, как, впрочем, и для народов России и Германии, мы полагаем, что процесс перео­ценки не может ограничиваться отдельными публика­циями независимых исследователей в наших странах. Правительства этих стран на самом высоком уровне должны выработать, — разумеется, в тесном взаимо­действии с научной общественностью, — официальную точку зрения на целый ряд разнородных проблем, таких как роль пакта в развязывании Гитлером Второй миро­вой войны, насильственное уничтожение государствен­ной независимости Польши, Литвы, Латвии, и Эстонии, воссоединение украинского и белорусского народов, массовые депортации и социально-политические реп­рессии на территориях, вошедших в состав СССР в 1939–1940 гг., послевоенное вооруженное сопротивле­ние Советской власти в Прибалтике и на Западной Ук­раине, польское партизанское движение в Западной Белоруссии и многие другие вопросы.

В странах Балтии и в Польше подобные официаль­ные оценки выработаны и обнародованы. С ними можно соглашаться или спорить. Но они существуют и уже стали частью национального сознания. Они присутст­вуют в общеобразовательных школьных программах; они учтены в законодательстве и учитываются в право­применительной практике; они стали основой ряда го­сударственных актов, определивших международно-правовой статус этих стран. Это — естественный и внут­ренне логичный процесс.

В Беларуси в течение последних нескольких лет, напротив, наблюдается возврат к прежнему советскому взгляду на пакт «Молотов-Риббентроп». Хотя официаль­ных заявлений белорусского руководства на этот счет, кажется, не существует, но утверждения о том, что со­ветско-германский пакт был вынужденным шагом, на­правленным исключительно на благо народов региона, вновь возвращаются в школьные учебники Беларуси. Это — также по-своему логичный и естественный про­цесс, хорошо согласующийся с нынешней внутренней и внешней политикой белорусского руководства.

К сожалению, ни новая Украина, ни новая Россия, объявившая себя правопреемником СССР, не озаботи­лась подобной задачей.

Правительство Российской Федерации не сочло нужным выработать официальную точку зрения на пос­ледствия советско-германского договора 1939 года и довести эту точку зрения до своих граждан и до наро­дов сопредельных стран. В большинстве учебных посо­бий по новейшей истории о пакте и его последствиях говорится уклончиво, или же эта тема вообще замалчи­вается; в некоторых учебниках воспроизводится лишь старая советская версия событий. Государственные структуры, включая Министерство иностранных дел и другие ведомства, определенно игнорируют очевидные проблемы юридического и политико-дипломатического свойства, возникающие в связи с оценкой пакта и его последствий. Основные политические силы современ­ной России также, по-видимому, предпочитают отмал­чиваться, — а, может быть, просто не понимают актуаль­ности вопроса. Между тем, наблюдающийся в последние годы рост недоверия и враждебности к Рос­сии в странах Восточной Европы в значительной мере является результатом этой недосказанности.

Аналогичная ситуация складывается и на Украине. Более того, власти Украины сделали шаг по белорус­скому пути, приняв решение отмечать 17 сентября 60-летие воссоединения Украины и Западной Украины.

Безучастность государственной власти может и должна быть преодолена общественными усилиями.

«Мемориал» призывает к созданию международ­ных рабочих групп, представляющих как государствен­ные структуры, так и общественность заинтересованных стран, с тем чтобы совместно изучить последствия со­ветско-германского пакта 1939 года для Восточной Европы и выработать объективную историко-правовую оценку этих последствий.

Необходимо также наладить тесное взаимодейст­вие между различными рабочими группами или даже создать объединенную комиссию, которая будет рас­сматривать проблему в целом.

Со своей стороны «Мемориал» готов участвовать в работе таких групп или комиссий и предоставить в их распоряжение свои информационные ресурсы.

 Поділитися