MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України


Увага! Це архівна версія сайту ХПГ. Вона більше не оновлюється. Тут зібрані публікації з 1999 по 2025 роки. Якщо ви хочете прочитати нові пубікації, будь ласка, перейдіть за цим посиланням KHPG.ORG

Чигари. Жизнь на линии

14.01.2019   
Яна Смелянська
Серая зона Донбасса. Это сотни населенных пунктов. Без больниц, школ, детских садов, магазинов и аптек. Туда не ходит транспорт. Территория, где ежедневно рискуют жизнью сотни тысяч украинцев. Не только из-за обстрелов, но и из-за сложившейся в результате боевых действий, гуманитарной ситуации. Четвертый год население «серой зоны» на грани выживания. Таких сел и поселков по всей линии соприкосновения на сегодняшний день остается несколько десятков. Один из них – Чигари.

Серая зона Донбасса. Это сотни населенных пунктов. Без больниц, школ, детских садов, магазинов и аптек. Туда не ходит транспорт. Территория, где ежедневно рискуют жизнью сотни тысяч украинцев. Не только из-за обстрелов, но и из-за сложившейся в результате боевых действий, гуманитарной ситуации. Четвертый год население «серой зоны» на грани выживания. Таких сел и поселков по всей линии соприкосновения на сегодняшний день остается несколько десятков. Один из них – Чигари. Он же Ленинское. Он же Южное.

До войны – поселок городского типа в составе Торецкого городского совета насчитывал более полутора тысяч жителей, 120 домовладений. Но с началом активизации боевых действий в восточной Украине количество населения сокращалось пропорционально увеличению обстрелов вблизи населенного пункта и самого поселка.

Уже к середине 2018 года, когда обстрелы населенного пункта стали максимально частыми и ожесточенными, а гуманитарный кризис достиг своего апогея, там оставалось 173 мирных жителя (62 семьи), включая 30 перемещенных лиц и 7 детей.

Поселок условно делится на два района - Чигари и Черная Гора. Де-юре Южное считалось территорией, подконтрольной Украине, де-факто – «серой зоной» с максимально ограниченным доступом туда общественности, СМИ и даже гуманитарных организаций.

В поселке отсутствует газ, с начала конфликта - фельдшерский пункт и выездная торговля, любое транспортное сообщение. "Скорая помощь" за время конфликта выезжала в населенный пункт лишь несколько раз. Население поселка полностью зависит от гуманитарной помощи, предоставляемой международными и украинскими организациями – продукты питания, гигиенические наборы, уголь для отопления, строительные материалы.

В поселке отсутствуют торговые точки с социально значимыми продовольственными товарами, поэтому местные жители пешком ходят в г. Железное за покупками. Это от 1,8 до 3 км в одну сторону.

Жители Чигарей, находясь в "серой зоне" практически вплотную к оккупированной Горловке, свободно передвигались как на подконтрольную территорию за пенсиями и дешевыми доступными продуктами, так и в оккупированную Горловку.

В январе 2018 года в поселке сложилась критическая ситуация с подтоплением домов мирных жителей, медицинским обслуживанием и жизнеобеспечением в целом.

В результате повреждения обстрелами водопровода «Горловка – Торецк», а также по причине повышенного уровня воды в стволе шахты им. Гагарина, в результате тех же обстрелов, проблема подтопления жилых домов в Чигарях достигла пика. Из-за подтопления многие жители поселка не смогли больше использовать собственные подвалы для хранения продуктов и консервации, а также укрываться в них во время обстрелов. Огороды людей превратились в болото, на некоторых из них вырос камыш и поселились лягушки.

3 февраля 2018 года украинская сторона СЦКК заявила, что Донбасс находится на грани экологической катастрофы из-за бездействия главарей боевиков, которые игнорируют заявки предприятий о предоставлении гарантий безопасности для проведения ремонтных работ на участке водопровода «Горловка - Торецк». В общем, очередной раз противоборствующие стороны обменялись обвинениями друг друга в сложившейся ситуации, а мирные граждане снова остались в состоянии «помоги себе сам».

После срыва апрельского Пасхального перемирия в течение мая 2018 года произошла очередная эскалация боевых действий.
Итогом жестоких боев за населенный пункт стало сообщение о том, что 8 мая подразделения 24 бригады ВСУ вышли на восточные окраины Южного. Официально о выводе из «серой зоны» части поселка и взятии его под свой контроль штаб ООС сообщил 17 мая.

Контроль за Чигарями дал шанс ремонтировать участок водопровода "Горловка-Торецк", порывы на котором оставляли практически без воды в том числе подконтрольный Торецк и близлежащие населенные пункты.

Мощнейшие обстрелы, 9 сгоревших домов, раненая женщина, погибшая от снаряда 15-летняя девочка – всё это результаты боев за Чигари.

Однако обстрелы поселка с приходом ВСУ не сократились, а наоборот усилились.

31 мая 2018 года на координационной встрече местных властей и гуманитарных организаций было принято решение об эвакуации местных жителей из поселка из-за непрекращающихся боевых действий вблизи. Жители Чигарей тогда попросили организовать «зеленый коридор» для выезда из поселка автотранспортом и возможности забрать свои вещи. Результатом стало то, что в конце мая 2018 года поселок покинули порядка 45 семей, это 90 человек. Всех эвакуированных жителей Чигарей разместили в городе Торецк, где они проживают по сегодняшний день.

Однако 4 семьи от эвакуации отказались и на настоящий момент продолжают оставаться в той стороне поселка, которую местные называют «Черный бугор».

С того момента, как населенный пункт отошел под контроль ВСУ, а практически все жители поселка были эвакуированы, людей встретила очередная полоса препятствий на пути к более-менее стабильной жизни.

В августе 2018 года проезд в населенный пункт был закрыт полностью. Даже для совсем недавно местных жителей. Сегодня люди не могут посещать свои дома с целью контроля за сохранностью имущества, большая часть домов занята представителями ВСУ. И если до августа люди могли хотя бы иногда заезжать в поселок для посещения своих домов, и вывоза оттуда уцелевшего в результате боевых действий имущества, то по состоянию на сегодня в поселок не пускают даже чигаревцев с местной регистрацией места жительства. Переговоры с военными за все это время не дали ровно никаких результатов.

Таких населенных пунктов, как Чигари, вдоль линии соприкосновения на сегодняшний день насчитывается несколько десятков. Проблемы у местных жителей в них до боли похожи. Люди каждый день выживают в неизвестности и неопределенности, но с уверенной позицией, что «скоро все закончится», и они вернутся домой.

Якщо вам сподобалася публікація, підтримайте автора статті та діяльність Харківської правозахисної групи
 Поділитися