MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України


Увага! Це архівна версія сайту ХПГ. Вона більше не оновлюється. Тут зібрані публікації з 1999 по 2025 роки. Якщо ви хочете прочитати нові пубікації, будь ласка, перейдіть за цим посиланням KHPG.ORG

Надругательство

29.10.2008   
Михаил Белецкий
По мнению автора, газета "2000" пытается оправдать виновников Голодомора и, прежде всего, Сталина. А возможно ли в Германии оправдание преступлений Гитлера?

Представьте себе газету. Толстую газету на полсотни страниц. На первой странице броская шапка крупным шрифтом: «Гитлер боролся с голодом в Освенциме». На полстраницы коллаж: фюрер на фоне приказов и резолюций за его подписью. Отсылка на следующую страницу с обширной статьей. В статье перечисляются приказы и распоряжения, касающиеся продовольственного снабжения Освенцима. Вывод: Гитлер совсем не хотел убивать евреев, иначе он не стал бы их кормить.

На самом деле было несколько не так. Но похоже.

Шапка в газете гласила:

Сталин боролся с голодомором, порожденным системой, созданной им самим

Портрет Сталина на фоне его резолюции и постановления Совнаркома. В статье обвинение идеологов официального Киева в том, что они «замалчивают данные … о мерах, предпринимавшимися властями для помощи именно Украине». Вслед за тем перечисляются десятки решений и постановлений о «продовольственной помощи», «семенной ссуде» и т. п. различным областям Украины в период с 19 марта по 28 июня 1932 г. и с 7 февраля по 9 декабря 1933 г. И общий вывод: «Голод стал следствием резкой смены способа хозяйствования на селе, потребностей индустриализации страны, неумения предвидеть ситуацию на местах и часто действий и впрямь преступных… При этом власти предпринимали усилия, направленные не на распространение голода (что следовало бы ожидать при спланированном геноциде), а наоборот – на борьбу с голодом и его последствиями, чему свидетельством те меры и та масштабная помощь, которая оказывалась голодающим районам Украины».

Это статья Сергея Лозунько в газете «2000» за 17-23 октября с. г.

В общем, преступления не было. Были отдельные преступные действия на местах. А Сталин и его команда ошиблись, недосчитали, недосмотрели. В общем, хотели, как лучше (смена способов хозяйствования, индустриализация страны), а получилось, как всегда. В меру своего понимания пытались исправить. Не такая уж большая вина, с кем не бывает.

Что можно сказать об аргументации? Для начала обратим внимание на даты. В перечне нет постановлений с июля 1932 по январь 1933. Исследователи начинают отсчет решений, направленных на организацию Голодомора, с октября 1932 г.[1] Так что четыре месяца, с октября по январь, ни о какой «помощи» селу речи не было. Указания высшего партийного и государственного руководства были противоположны: у крестьян отбирались все продукты, из сел запрещался выезд, вокруг них ставилась вооруженная охрана. Можно ли оценить это иначе, чем преднамеренное убийство?

Некоторое минимальное снабжение украинских сел началось в феврале в целях обеспечения весенней посевной кампании. Полностью уничтожить украинских крестьян Сталин, действительно, не хотел – ему нужна была рабочая сила. И приведенным в статье ссылкам соответствовало бы другое название: «Сталин снизил темпы организованного им голодомора».

Статью я прочел. Перечел еще раз. Пытался представить себе психологию человека, способного так написать о Голодоморе. И не смог представить.

Казалось бы, человек, наделенный минимумом воображения и совести, произнося слово «Голодомор», должен представить себе горы трупов, людей, гибнущих в жутких страданиях, поедающих собственных детей. Таковы были результаты сталинской заботы о голодающих. И что после этого можно чувствовать по отношению к вождям всех уровней, начиная с кремлевских, обрекших людей на мучительную смерть? Оказывается, можно испытывать желание не только понять их, но и в основном оправдать. Попытка представить организатора гибели миллионов людей в качестве их спасителя – не есть ли это надругательство над памятью жертв?

Очевидно, мы с господином Лозунько относимся к разным породам людей. Я отношусь к той породе, надеюсь, составляющей большинство, для которых подобным преступлениям нет и не может быть оправдания, а их организаторы – Сталин, Гитлер, Пол Пот – нелюди, проклятые навеки. Никакой разговор об их действиях невозможен, если он явно или неявно не базируется на этой оценке. А, приняв ее, можно потом при желании рассуждать о деталях решений и о психологии диктатора: хотел ли он уничтожить столько людей или не задумывался об их количестве, а просто не принимал их смерти во внимание? Думал ли при этом о потребностях индустриализации? Счел ли ошибкой, что убил слишком много? Или наоборот, что убил слишком мало? Убивал ли потому, что они украинцы, или потому, что они крестьяне?

Только для убитых и замученных ответы на эти вопросы уже не имеют значения.



[1] См. напр. Е. Захаров. «Вывод. Правовая квалификация Голодомора 1932-1933 годов в Украине и на Кубани как преступления против человечности и геноцида» khpg.org.ua/index.php?id=1221834536

Якщо вам сподобалася публікація, підтримайте автора статті та діяльність Харківської правозахисної групи
 Поділитися