Громадянська Освіта, 1999, №24
Різне, Релігія і школа
"УРОК ПРАВА В БЕСПРАВНОЙ ШКОЛЕ ЕСТЬ УРОК ЛИЦЕМЕРИЯ"
30.12.1999
Своими впечатлениями от опубликованных в выпуске 3-4 материалов конференции делится наш читатель Ю.Корнилов, вице-президент Одесской правозащитной ассоциации потребителей. В Киеве прошла Всеукраинская конференция: "Проблемы гражданского образования и преподавание прав человека в Украине". Заявка более чем серьезная, правда, изрядно запоздавшая. Но лучше поздно...
На конференцию в основном собрались учителя и судя по опубликованным материалам, малокомпетентные в обсуждаемой проблеме. Только один пример.
Выступил на конференции А.Сердюк и весьма деликатно пытался остановить участников от пустых разговоров. Говорил четко и конкретно. Чувствовалось, что говорит специалист. Вопрос был поставлен без обиняков: а правомерен ли тот педагогический опыт, которым здесь так истово делятся? Права человека ведь "нельзя преподавать", т.к. это не сумма знаний, которая "не дает понимания сути". Где-то даже прозвучало, что в век информационного взрыва роль и место знаний некоторым образом меняется. А главное был предложен свой путь "преподавания" - не простой, но думается, продуктивный.
Так был предложен "опасный поворот", никак не стыкующийся с тем, о чем так упорно рассуждали на конференции. Но учителя слушали только себя, обмениваясь взаимными любезностями о значимости собственного опыта. Новая парадигма никак не вписывалась в их систему знаний и мироощущений и поэтому они ее не поняли или не захотели понять. Видимо, в подобных ситуациях деликатность неуместна, т.к. временами говорилось такое, что оторопь берет.
Попробуйте понять такую логику: наша советская система была "найкраща в свите" и нас учили не хуже, чем в Кембридже, но эта система дала нам "великий негаразд" ценностей, норм и правил. Вот вам и "найкраща в мире"... Автор запамятовал, что по правам человека сию систему давно уже и небезосновательно сравнивают с фашистской? А Кембридж оставим на совести автора, простив ему наивно-детскую некомпетентность. Что же касается прозвучавшего на конференции заявления о "белорусской программе по правам человека", то здесь можно только развести руками и посочувствовать - все это результат воздействия той же системы.
А разве седьмой, по расписанию, урок права не есть нарушение прав школьника?
Все, что говорили учителя, до боли знакомо - они всё еще взыскуют к знаниям, забывая о чувствах, о работе инстинкта педагога и о том, что далеко не все постигается логическим мышлением, может быть вообще человек логически постигает наименьшую долю постижимого. Получается какая-то парапедагогика совкового образца: напичкаем учебный план новыми предметами. А зачем? Остановитесь, оглянитесь и вспомните, что многознание уму не научает, а тем более чувству. В условиях информационного взрыва нужна иная педагогика, а все эти рассуждения об интерактивном преподавании - лишь очередные модные слова. Мы всё еще продолжаем делить учителей на творчески и не творчески работающих, что постичь невозможно. Учитель или может свободно творить свой урок или это не учитель. Свободу мы в чем-то получили, а вот научились ли свободно творить, воспитанные в условиях рабской "найкращей системы"? Да и как вообще наш полностью бесправный учитель способен рассуждать о правах человека со столь же бесправным учеником - что, кстати, оба прекрасно понимают. Уроки права в бесправной школе есть урок лицемерия и страха, куда нас загнали "светлые советские годы найкращей системы". Мы стали людьми системы, она нас кормит, плохо, нерегулярно, но мы привыкли. Нас так воспитали, поэтому и говорят учителя, что положено, да и за установленные рамки никогда не выйдут. От и до! Не больше! Так что все, в конечном итоге, упирается в мироощущение, в мораль, как механизм педагогики, а главное, как исходная ценность человека. А с этим у нас полная катастрофа. Вспомните мудреца: если мы идем вперед в знании и отстаем в нравственности - мы идем не вперед, а назад. Вот и подумайте, что мы сегодня можем дать только знаниями при нашей нравственности, когда сама система порочна и безнравственна. Если человек социально незащищен - учитель со своими знаниями бессилен, т.к. не он устанавливает правила игры. Рушится гармония учебного процесса, ибо ученик и учитель ведут "подпольную игру", прекрасно понимая ее цель и содержание. А сотрудничество, о котором говорят учителя, есть логическое продолжение учебной игры в активность.
Лучший урок права в школе: пример человеческого достоинства самого учителя, которое он не позволяет попирать никому. Даже государству.
Я опирался только на опубликованные материалы. Может, за бортом публикации остались иные факты, и я в корне не прав. Готов выслушать любые контраргументы. Любая дискуссия по столь важному вопросу всегда полезна. С искренним пожеланием всяческих успехов всем, посвятившим себя столь многотрудному, но весьма важному делу.
26 июля 1999 г.
Комментарий редактора. Нужно ли было публиковать такое письмо? По этому поводу в редакции возникли разногласия.
Для того, чтобы дискуссия была действительно полезной, чтобы она не выродилась в базарную перепалку типа "сам дурак", необходимо все-таки постараться понять главную мысль оппонента, а не просто выдергивать отдельные, возможно, действительно неудачные, обороты. Свои сколь угодно категорические возражения необходимо формулировать по существу, не допуская перевода спора в плоскость борьбы болезненных самолюбий.
Я опасался, что публикация письма, задающего дискуссии неверный тон, принесет больше вреда, чем пользы. Но мои коллеги убедили меня, что идеи, высказанные Ю.Корнеевым, имеют принципиально важное значение. Жаль, все-таки, что увлекшись обличениями (для которых сейчас большой смелости не требуется), воинственный автор письма не сумел выдвинуть четкие и конкретные предложения, развивающие или дополняющие понравившийся ему доклад.
В действительности, выступившие на конференции учителя по многим ключевым вопросам занимали совершенно разные позиции, и элементарная вежливость, с которой они их отстаивали, не должна вводить в заблуждение. Кстати, многие из них говорили о тех же проблемах, что и Ю.Корнеев, только более уравновешенно и корректно. Тот, кто сам пытается что-то делать, понимает и ценит усилия других.
Публикуя в выпуске 3-4 нашего бюллетеня материалы конференции, мы стремились дать представление читателям об общей ситуации в области преподавания прав человека, познакомить их с взглядами тех, кто работает в этой области, дать возможность установить творческие контакты с близкими по духу коллегами - одинокими подвижниками, которые в разных городах и селах Украины делают без лишнего шума великое дело.
В.Каплун
©2024 Усі права захищено.
Цитування інформації з цього сайту дозволяється за умови обов'язкового посилання на джерело
Цитування інформації з цього сайту дозволяється за умови обов'язкового посилання на джерело