версія для друку

Громадянська Освіта, 1999,  №15
Різне, Релігія і школа

Вера Колесникова, учитель истории, преподаватель курса "Человек и общество" (г. Керчь).

30.12.1999
Уважаемые коллеги! В общем-то, то, что я планировала сказать в своем выступлении, я слышала вчера, и эти замечания звучали и сегодня, поэтому я буду очень краткой и ограничусь ремарками по данной проблеме, которая сегодня поднимается на нашей конференции.

Во-первых, я хочу сказать о том, что я сторонник вот той философии экзистенциализма, сущность которой сегодня определили: я хочу - значит, я могу. Для меня, например, сегодня неважно, будет введен курс "Права человека" в школе, будут выделены часы на преподавание данного предмета или нет. Я для себя знаю, что мне это интересно, это очень популярно, это нужно - нужно, чтобы наши ребята умели жить в демократическом обществе, нужно воспитать их открытыми, нужно воспитать их уметь общаться, нужно выработать в них умение постоянно делать выбор, потому что мы постоянно находимся в ситуации выбора. Поэтому для меня, например, не существует проблемы, есть этот курс, будут у меня дополнительные часы или нет.

В связи с этим, например, я хочу сказать, что в школах, в том числе и у нас, в крымских школах уже лет десять как введен курс, который называется "Человек и общество". Знаете, можно рассуждать о том, что с детского сада нужно говорить о правах человека... Я считаю, что говорить о правах человека и воспитывать уважение друг к другу не поздно никогда, в том числе, можно и в девятом классе, можно и в десятом классе. Кто-то из выступающих делал здесь маленькую ремарку и говорил о том, что вот приходит ребенок в первый класс, он себя любит, он себя уважает, он - центр вселенной. То же самое я могу сказать и о десятом классе. Когда начинаются первые уроки по курсу "Человек и общество", задача этого предмета - ответить на вопрос: кто мы, откуда мы, зачем мы в этот мир вообще пришли. И каждый урок делать маленькие открытия.

Когда я на первых уроках ребятам говорю - это в десятом классе, где они любят себя точно так же, как и в первом, и не поздно начинать даже с десятого класса, - я им даю одно-единственное задание: "Ребята, в течение семи минут ответьте, пожалуйста, на один единственный вопрос: "Кто я"". Вы знаете, те дети, которые прошли курс правоведения в девятом классе, в десятом классе они отвечают так: "Я - ученица", "Я - девушка", "Я - житель Украины", "Я - житель Керчи". То есть, дальше формального подхода к себе, рассказать, кто я на самом деле, как я себя сегодня ощущаю - для них даже в десятом классе это очень трудно. И вот таким образом, через воспитание уникальности ребенка, уважения к самому себе, видения своей собственной ценности, воспитывается уважение к другим.

Так что я, в общем-то, считаю, что в любом курсе, если учитель творчески подходит к этому делу, всегда можно найти какие-то нюансы на уроке, которые исподволь подвели бы ребят к пониманию людей и прав человека. Тем паче, в таком курсе, как "Человек и общество". Он начинается с каких-то философских учений, мировоззрений и заканчивается вопросами будущего человечества и т.д.

И вторая ремарочка, которую я хотела бы сегодня отметить. Здесь много говорилось о том, кто должен преподавать этот курс - то ли это должен быть учитель-правовед, то ли это должен быть историк. Я больше всего склоняюсь, что это должен быть человек, которому по состоянию души, у которого есть своя философия и потребность этот предмет преподавать. И, например, я считаю, что если учитель использует активные формы, если он дает возможность ребенку участвовать в дискуссии, вырабатывать критическое мышление - уже эта педагогическая методика уже дает возможность ребенку воспитывать вот те чувства уважения, самоценности и т.д. И такой ребенок, конечно же, будет себя чувствовать намного удобнее и приятнее в демократическом обществе, потому что, в общем-то, у учителя должно быть две методики: либо это методика одна лекция, либо включение ученика в активную деятельность. И вот тот учитель, который использует вот эти новые технологии, мне кажется, он уже делает важное дело по пути формирования у ребят уважения к правам человека.

И последнее, о чем мне хотелось бы остановить свое внимание. Да, мы в этом отношении не профессионалы. Я, например, к этой идее уважения к правам человека шла через предмет "Человек и общество" в течение семи лет, познавая, что такое человек, зачем он вообще в этом мире, его уникальность. Ребята, мы все уникальны, поэтому я уникальна и ты уникален, поэтому хотя бы из-за этого мы должны уважать друг друга. Но, чтобы защитить ребенка от непрофессионализма учителя - а мы сегодня обязаны его защитить, - мне кажется, что с этой целью хотелось бы увидеть больше литературы именно для детей. Поэтому я и подошла к Анне Владимировне Булгаковой, у меня есть ее программа. И очень хорошо, что сегодня начали выпускать литературу именно для детей. Мы даем им право выбора: либо ты выслушаешь точку зрения учителя, либо ты изберешь свой собственный путь. А то, что нужно пропагандировать эти знания и учитель должен сыграть в этом ведущую роль - в этом никто сомневаться не должен.

В этом году ко мне в одиннадцатый класс ко мне пришла девочка, которая приехала из Казахстана, Эля Жилбагаева, и она меня сразила наповал. Когда я ребятам предложила поучаствовать в Третьем всеукраинском конкурсе ученических работ (в прошлом году мои ребята участвовали, Саша Степанов занял первое место): "Ребята, кто интересуется этими вопросами, давайте покажем себя, что мы умеем не хуже столичных школ участвовать в конкурсах". Я говорю: "Мы знакомы со Всеобщей Декларацией - давайте, ребята!" Эля Жилбагаева, после того, как прочитала это подошла и сказала: "Вера Ивановна, я не знала, что вообще существует такие правовые документы". Это 1999 год, Украина. Так что пропаганда этих идей, мне кажется, в любом виде нужна для нас.


X

X

надіслати мені новий пароль