версія для друку

Громадянська Освіта, 2012,  №36
Позашкільна виховна робота

Права человека и тоталитарные режимы

29.12.2012
автор: Игорь Соломадин
джерело: blog.sp.kh.ua

28 ноября мы провели дискуссию с ребятами из 10 класса на тему «Права человека и тоталитарные режимы»[1]. Перед дискуссией мы посетили две выставки в центре Бейт Дан: «Голодомор – ГУЛаг – Холокост: три трагедии на украинской земле в ХХ веке. Преступления тоталитарного режима против народа и человека»[2] и «Анна Франк. Уроки истории». Пост об этой нашей экскурсии опубликован на блоге проекта Study Planner – Образовательный мир Харькова

Увиденное впечатлило ребят и дало пищу для размышлений.

В обсуждении мы сосредоточились на нескольких ключевых моментах.

1. Ребята поделились своими впечатлениями и мыслями.

2. Я поставил вопрос о том, какие фундаментальные права человека известны ребятам – ведь они уже второй год изучают курс «Основы права» в школе.

3. Далее мы попытались понять, как могло такое произойти в ХХ веке – массовые убийства, репрессии по социальным, расовым, национальным признакам.

Как же случилось так, что люди в Германии, Италии, СССР согласились на такое тотальное подавление своих прав и свобод? Понимали ли они тогда эту проблему так, как мы понимаем ее сейчас? Как можно противостоять всевластию и произволу, расовой, национальной и классовой ненависти?

Что необходимо делать, чтобы трагедия не повторилась?

Особенно сильное впечатление на ребят произвела история Анны Франк. Ведь многие из них тоже ведут свои дневники, правда, уже в современной форме блогов в соцсетях.

История жизни и смерти еврейской девочки Анны Франк вызвала также и необходимость поговорить и осмыслить соотношение ценности отдельной человеческой жизни и целого народа, нации. Разговор постепенно перешел в русло обсуждения современных проблем, одной из которых является активизация неофашистских и ультранационалистических группировок в мире, да и у нас в городе. Как раз накануне в Харькове прошло факельное шествие  «Движения против нелегальной иммиграции» под экстремистскими лозунгами. А ведь среди наших учеников есть ребята разных этнических групп, и им далеко не безразлично, что происходит в городе, т.к. может коснуться непосредственно их самих.

Мы также обратили внимание и на концепцию выставки «Голодомор-Холокост-ГУЛаг – три трагедии на украинской земле в ХХ веке. Тоталитарный режим против народа и человека», в которой эти трагедии объединены в одном ряду, а не противопоставлены, как это часто бывает.

Разговор получился содержательным и интересным. Несколько человек, которые не могли пойти 23 ноября на выставки, попросили включить их в следующую группу ребят – учеников 11 класса, которые отправились на экскурсию 30 ноября, а 3 декабря мы обсудили увиденное также и с ними.

Как раз год назад, когда я был в Берлине, нас пригласили в молодежный центр «7 Times Yong», в который приезжают школьники со всего Берлина. С ними, на примерах реальной жизни современных подростков, ведут диалоги о том, что значит быть свободным человеком в свободном мире, о том, как, почему, из чего возникает тоталитаризм, расовая и национальная ненависть.  Я тогда подумал, как же не хватает таких вот центров у нас в Украине! В некотором смысле, наши дискуссии со школьниками на материале трагических страниц истории ХХ века нашей страны и Европы, восполняют этот пробел.

Однако, к сожалению, насилие и несправедливость не канули в лету, не ушли в прошлое навсегда. Об этом напомнили представители организации «Международная Амнистия», которые пришли к нам в школу рассказать ребятам об узниках совести и провести кампанию написания писем в их поддержку. Репортаж о том, что это было, можно увидеть здесь – его сделала съемочная группа Агентства Телевизионных Новостей

Ребята из 9-11 классов написали письма. Затем, уже после ухода наших гостей, мы провели дискуссии на тему "Узники совести в СССР и современном мире"

Для многих ребят само понятие «Узники совести» оказалось новым, его нужно было осмыслить, разобраться, кого, почему и на каких основаниях называют «узниками совести», почему в разных странах мира возникают ситуации нарушения фундаментальных прав человека? Мы также рассмотрели свежий случай с нашим земляком Яковом Строганом, который был подвергнут пыткам представителями местных органов внутренних дел. Как это возможно, чтобы те, кто призван защищать закон, так грубо его нарушали и не несли за это никакого наказания?

На этой дискуссии присутствовала и учитель предмета  «Основы права», которая также приняла в ней участие.

Наши дискуссии не остались только в стенах школы – они дали пищу для размышлений и в социальных сетях. Так, один пользователь написал такой комментарий к нашей публикации о посещении выставок:

Вячеслав Чеш • ХНУ им. В. Н. Каразина

"Разговор зашел о том, какие фундаментальные права человека были нарушены тоталитарными государствами. Среди названных ребятами, самое главное – право человека на жизнь" - мне кажется, что тут в текст вкралась логическая ошибка.

Ни фашистская Италия ни нацистская Германия ни даже Японская империя не могли нарушить никаких прав человека – хотя бы в силу того, что Всеобщая декларация прав человека была принята лишь 10 декабря 1948 г.

Можно, конечно, обсудить нарушения этих самых прав сталинским Советским Союзом, однако и тут следует помнить, что СССР воздержался при её подписании и до 1988 г. даже не публиковал текст этого документа в печати.

Таким образом, т.н. тоталитарным государствам можно поставить в вину лишь то, что они не создали соответствующего подраздела правовой системы. В то же время нелепо и нелогично осуждать их за нарушение ещё несуществующих правовых норм, выполнение которых не было взято ими на себя

Этот комментарий заставил задуматься о том, действительно ли мы можем говорить о нарушении прав человека в те времена, когда еще не была принята соответствующая Декларация ООН?

Думаю, что этот вопрос может дать толчок новым обсуждениям. Ведь впереди у ребят 9 и 10 классов еще много материала для изучения, а ребятам 11 класса это поможет осмыслить уже изученное.



[1] В рамках проекту «Права людини через призму новітньої історії України», що здійснюється Харківською правозахисною групою за підтримки Фонду EVZ («Пам‘ять, відповідальність та майбутнє», Німеччина - http://www.stiftung-evz.de/start.html )

[2] Освітній проект «Голодомор, Голокост, ГУЛАГ – трагедії ХХ століття на Українській землі. Злочини тоталітарного режиму проти народу та людини». У рамках проекту – виставка, що складається з документів, фотографій, спогадів очевидців та інших матеріалів, пов’язаних з трьома найбільшими трагедіями, що сталися на Українській землі у ХХ столітті; підготовка школярів та студентів-гідів для роботи на цій виставці; проведення семінарів та «круглих столів», пов’язаних з методикою викладання для вчителів історії в різних регіонах України. Цей проект сприяє розумінню цінності людського життя, формуванню гуманістичних принципів побудови суспільства, зниженню рівня агресії в молодіжному середовищі. Основна мета проекту – формування громадського суспільства, яке усвідомлює небезпеку тоталітаризму для окремої особистості та для людства в цілому.-

 



X

X

надіслати мені новий пароль