Громадянська Освіта, 2002, №21
Різне, Релігія і школа
Для чего нужны неправительственные правозащитные организации?
06.12.2002
автор: Сергей Южбабенко (г. Кишинев, Республика Молдова)
Термин "права человека" у всех на слуху. На днях я стал невольным свидетелем разговора в троллейбусе двух студентов, громко обсуждавших свою проблему. Одному из них преподаватель в присутствии всей группы объявил количество допущенных в его работе ошибок. Студент с жаром доказывал собеседнику, что данный факт - нарушение его прав человека.автор: Сергей Южбабенко (г. Кишинев, Республика Молдова)
Внутренне я улыбнулся высказанной мысли. Мне вспомнились те времена, когда я ещё не учился на юридическом факультете Молдавского государственного университета и ничего не знал о правозащитных организациях. Словосочетание "права человека" тогда и для меня было не совсем ясно. Данный термин характеризует действие этих прав, относящихся исключительно к связи человека с государством.
Возникает вопрос, каким же образом на связь "человек - государственная власть" могут влиять неправительственные правозащитные организации?
Обратимся к истории вопроса. Как-то я обратил внимание на цифровую символику возникновения движения неправительственных организаций, где играют роль 12 и 3, значимые в некоторых числовых системах.
В 1948 году ООН была принята Всеобщая Декларация прав Человека. Основанная на её принципах независимая неправительственная организация - Общество Прав Человека - возникает через 24 (12х2) года - в 1972 году, в ФРГ.
Дальше вступает в силу число 3, умноженное на само себя. Через 9 (3х3) лет, в 1981 году, это общество приумножается, что находит отражение в его названии - Международное Общество Прав Человека (МОПЧ).
Проходит ещё 12 лет - в 1993 году учреждается Российская и Украинская Национальные сессии МОПЧ. В Содружестве Независимых государств к данным структурам приобщаются Белоруссия, Казахстан, Грузия, Узбекистан, Молдова. Наиболее значимые вопросы деятельности МОПЧ решает Международный Совет, состоящий из представителей национальных секций государств Европы, Азии, Австралии, Африки и Америки.
Подобные вычисления с применением формул высшей математики проводил учёный и поэт Велимир Хлебников, предсказывая на много десятков лет вперёд переломные в истории государства годы. Я же хочу только отметить, что приведённая мною символика значимых дат развития правозащитного движения несёт на себе отсвет гармонии.
Создание новой государственной структуры, смена общественного строя неизбежно сопровождается определённой дисгармонией.
Внутри временной государственной дисгармонии лежит стремление к покою, к общественной стабильности.
Гармонию правовой защищённости конкретного человека, общества в целом стремятся поддержать и неправительственные правозащитные организации. В Республике Молдова конец 2001 года отмечен созданием более 2000 общественных объединений. Цифровое обозначение года почти совпадает с количеством объединений, давая новую вспышку намеченной мною символики, отражающей тенденцию к гармонии.
Быть может, это не полностью точное совпадение чисел связано и с тем, что у некоторых организаций хватило сил и задора только на регистрацию. Другие оказались объединениями-однодневками, быстро и бестолково растратившими неожиданно появившиеся средства, после чего прекратившими своё существование. Лишь небольшая часть сформировавшихся объединений оказалась жизнеспособной.
Цифры, свидетельствующие о стремительном росте международного правозащитного движения, говорят сами за себя, они ярко свидетельствуют о необходимости нашей работы.
Для чего же нужны неправительственные правозащитные организации, какие проблемы они решают? Работа НПО не носит политического характера. При этом хочу подчеркнуть, что на уровень защиты прав человека влияет законодательство, не всегда поддерживающее правозащитные действия. Правозащитные НПО оказывают содействие государству в защите прав человека, сохраняя свою независимость.
Опыт работы Международного Общества Прав Человека свидетельствует о простой истине. Случаи нарушения прав человека рано или поздно положительно разрешаются, когда они становятся широко известными в демократическом мире, как на уровне общественности, так и на уровне правительства. Информационная деятельность МОПЧ обладает мощной силой, решающей судьбы конкретных людей.
Государство - это механизм управления, регулирования определённых процессов, а, следовательно - и неизбежных ограничений прав. Контролирование этих ограничений - задача неправительственных организаций. Сужение общественной правозащиты прямо пропорционально сокращению государством прав и свобод, что подчас приводит к диктатуре.
Мне созвучны слова бывшего министра США Роберта Ф.Кеннеди о мощи духовно-волевого потока объединённых человеческих сил; позволю себе привести несколько обширную цитату: "Каждый раз, когда человек поднимается на защиту своего идеала, или действует, чтобы улучшить судьбу других, или борется с несправедливостью, он отсылает в мир крошечную пульсацию надежды, и пересекаясь с другими такими пульсациями, исходящими из миллионов других центров энергии и отваги, эти пульсации создают поток, способный смести самые мощные стены угнетения и сопротивления".
Когда мы говорим об оценке эффективности неправительственных правозащитных организаций, не всегда сразу можно выявить этот духовно-волевой потенциал правозащитного сознания. Семена просветительской деятельности могут взойти не моментально, а через непредсказуемый промежуток времени.
Всем памятно присвоение Нобелевской премии мира за 1997 год Джоди Уильямсу, возглавившему движение, названное Международной кампанией по запрещению мин. Его поддержали более 1000 организаций в 60 странах мира. Правозащитники добились подписания международного договора о запрете на данный вид оружия.
Достижения подобного рода радуют, особенно - когда видишь, как миллионы людей на нашем земном шаре подвергаются нарушениям прав человека. Нищета, дискриминация, преследования, голод, рабство, жестокое обращение с детьми… "Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человеческое существование для него самого и его семьи", - говорится в статье 27 Всеобщей декларации. Комментарии, как говорится, излишни. У каждого читающего эти строки возникает масса примеров несоответствия и из реальной действительности.
Уровень жизни 80% населения Республики Молдова ниже черты бедности. А ведь известно, что нищета - это отрицание всех прав человека. Для голодного человека право на еду - первоочерёдное. Когда у человека постоянно кружится голова от недоедания - ему не до демократии и философии, прав человека.
Поэтому первое направление в работе правозащитной организации - защита прав человека в конкретных случаях, общественное расследование фактов нарушения прав человека государственными органами.
Второе - не менее важное. Это распространение информации о правах человека, повышение правового воспитания общества.
Третье - анализ положения с правами человека.
Вот уже год, как я работаю волонтёром в Международном Обществе Прав Человека (МОПЧ-МС). Нашу главную задачу мы видели и видим в реализации прав человека в жизни людей, в жизни конкретного человека сегодня и здесь, в Республике Молдова, то есть там, где проходит его жизнь. Мы руководствуемся принципом: "Большое дело не требует многих слов, а много малых дел". А это под силу каждому человеку, независимо от возраста, пола, образования и общественного положения. Главное - была бы у Вас внутренняя потребность совершать эти дела, тогда Вы будете их повсюду видеть и находить силы и пути решения проблем.
Любой человек при желании может помочь другому человеку в беде. Как-то возле базара я обратил внимание на худого смуглого мальчугана, помогавшего разгружать с машины ящики. Мы разговорились. Иону 12 лет, но он не умеет ни писать, ни читать. Его мать посадили в тюрьму, а отец давно умер. Мальчика взяли на попечение родственники, вскоре уехавшие на заработки в Москву. Иона передали другим людям, но тем не было дела до ребёнка. В пьяном угаре они пытались спастись от своей разрушенной жизни. Чтобы не умереть с голоду, Ион старался заработать себе на жизнь сам. Я понял, что мать Иона также ничего не знает о судьбе сына…
Это встреча изменила мою жизнь. Началось всё с того, что мне очень захотелось помочь ребёнку - не просто дать кусок хлеба и уйти - но сделать нечто больше. Вот так и началась моя работа в Молдавской Секции - МОПЧ.
Я участвовал в организации визитов в тюрьму к маме не только Иона, но и других, таких же несчастных и заброшенных детей. Некоторые из них жили в интернатах, детских домах или у дальних родственников. Многие годы эти дети не видели своих мам, а те - их.
Было очень не просто добиться, чтобы тюремные встречи детей с матерями проходили не через решётку, как того требовал сложившийся порядок. Я решил фотографировать этих людей. И дети, и матери были счастливы: теперь у них остаётся хоть что-то на память до следующего свидания. (Некоторые из этих фотографий прилагаются к сочинению).
И до встречи с Ионом я видел нищих, бездомных детей, но мне казалось, что эти люди очень далеки от меня и моей жизни. Я мечтал заняться международным правом, в будущем - изучить международный опыт… И вдруг меня озарило: как я могу размышлять об этом, когда рядом со мною - голод, беда, страдание людей, переставших быть далекими, когда я подошёл к ним не из любопытства.
Я понял, что у нашей страны не будет лучшего будущего, если дети не получат сегодня то, что им полагается именно сегодня. Моя мечта как будущего юриста - изучить и изменить законы страны так, чтобы дети и женщины были защищены и могли реализовать свои права. Но и сейчас я могу оказывать нуждающимся людям посильную профессиональную помощь - например, писать заявления для осужденных мам о получении социального пособия для детей, которые остались в селе у неграмотной бабушки, часто не получающей и свою пенсию вовремя… Я помогал оформлять написанную специально в помощь осужденным женщинам и их детям брошюру "Помоги себе и своему ребёнку", изданную МОПЧ-МС.
Чтобы свободно ориентироваться в документальном оформлении просьб и жалоб людей, лучше организовать для них максимальную помощь, мне пришлось познакомиться с "Семейным кодексом", "Уголовным кодексом", "Уголовно-процессуальным кодексом", а также с законом о "Пенитенциарных учреждениях".
Я надеюсь, что мои "малые дела" могут ответить на вопрос, как оценить эффективность правозащитных НПО. Я являюсь одним из 105 человек, безвозмездно работающих в Молдавской Секции.
Это только часть той огромной работы, которую ведёт наша организация. И мне бы очень хотелось, чтобы те два студента, громко беседовавших в троллейбусе о правах человека на уровне своего понимания, услышали меня, и пришли к нам для серьёзной и трудной работы, приносящей внутреннее удовлетворение. Я призываю всех к сотрудничеству в борьбе за права человека.
Сергей Южбабенко (Кишинев, Республика Молдова)
===
Харківська правозахисна група
а/с 10430, Харків-2, 61002, Україна
тел./факс (0572) 436455
e-mail: [email protected]
http://www.khpg.org
Бюлетень видається за сприяння Національного Фонду підтримки демократії (США)
©2024 Усі права захищено.
Цитування інформації з цього сайту дозволяється за умови обов'язкового посилання на джерело
Цитування інформації з цього сайту дозволяється за умови обов'язкового посилання на джерело