http://archive.khpg.org/osvita//index.php?id=1548934840
Уже древние греки хорошо понимали разницу между теми обязанностями, которые берет на себя свободный человек, – и теми, которые господин возлагает на своего раба. Различение этих двух видов обязанностей, которые можно обозначить как внешне-принудительные и внутренне-свободные, поможет нам лучше понять, как соотносятся в общем случае права и обязанности.
Злоупотребление властью может выражаться, в частности, в наложении чрезмерных внешне-принудительных обязанностей.
Права человека должны иметь более высокий приоритет по сравнению с обязанностями внешне-принудительного типа, поскольку призваны защищать человека от произвола со стороны власти.
Обязанности внутренне-свободного типа отражены, например, в известном фразеологизме «Благородство обязывает» (Noblésse oblíge) или в выражении «моральный долг». Благородство обязывает, в частности, уважать права других людей и защищать их так же, как свои.
В конкретных случаях не всегда легко распознать, к какому типу относятся те или иные обязанности. С одной стороны, нас не должны сбивать с толку ханжеские и лицемерные попытки выдать одно за другое (вспомним ироническое выражение «добровольно - принудительно»). С другой стороны, неформальные аспекты человеческих отношений глубже и богаче, чем те более формальные аспекты, которые можно рассматривать с точки зрения прав и обязанностей (хотя все они могут так или иначе соприкасаться и переплетаться)
Ограничимся для начала случаями, когда два вида обязанностей проявляются в чистом виде. Рассмотрим взаимосвязь прав и обязанностей на четырех схематичных примерах:
1) Если ваш начальник злоупотребляет своей властью, и вам не удается пробиться к его лучшим человеческим качествам, вы можете прибегнуть к правовым механизмам защиты прав человека. Тогда то, что он не захотел принять как свои внутренне-свободные обязанности (соблюдение ваших прав), – ему придется выполнять как обязанности внешне-принудительные.
2) Если ваш начальник с уважением относится к вам и вашим правам (к чему его обязывает присущее ему внутреннее благородство), вам не нужно прибегать к правовым механизмам защиты своих прав. В этом случае и вы, как свободный человек, можете принять свои обязанности, как внутренне-свободные.
3) Если вы – авторитарный начальник, зависящие от вас по своему положению люди могут защищаться от произвола с вашей стороны с помощью правовых механизмов, и это должно накладывать на вас определенные внешне-принудительные обязанности. Таким образом, то, что вы не захотели признать как свои внутренне-свободные обязанности (соблюдение прав других людей), вас заставят выполнять как обязанности внешне-принудительные.
4) Если вы – достойный человек, вы не будете злоупотреблять своей властью и нарушать права зависящих от вас людей, а им не придется прибегать к правовым механизмам защиты своих прав. В идеальном случае зависимые от вас люди понимают смысл своих обязанностей и принимают их как внутренне-свободные, а вы не только сами уважаете их права, но и защищаете их от произвола со стороны других начальников.
(Продолжение следует)